Детский сад №1 "Звездочка" город Азов

Жестокое отношение к детям в семье

Современная семья включена в различные механизмы хозяйственного воздействия, а потому  социально-экономические  катаклизмы, происходящие в нашей стране, не могут не способствовать углублению детско-родительских отношений. Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение в связи с этим свободного времени у родителей приводят к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости и стрессам. Свои стрессовые состояния, негативные эмоции родители чаще всего переносят на детей, особенно дошкольников и младших школьников, которые обычно не могут понять, почему взрослые сердятся. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций, физического состояния родителей, что сказывается на его психическом здоровье. Одним из основных факторов, провоцирующих жестокое отношение к детям, является пьянство одного или обоих родителей.

Большое влияние на взаимоотношения в семье  оказывает культ жестокости, существующий в современном обществе. Социально-экономические условия, в которых находится наша страна, изменение общественно-политического строя, переоценка ценностей привели к пику жестокости.

Проблемой жестокости и насилия  в детско-родительских отношениях в настоящее время озабочены во всем мире. В Америке  впервые был поднят вопрос о синдроме « избитого ребенка» в 1962г.  Это привлекло внимание не только общественности, но и специалистов - врачей, психологов, конфликтологов  и т. д. Благодаря широкой общественной поддержке  уже в 1966г. В США был принят закон о предупреждении жестокого обращения с детьми  и в рамках органов  здравоохранения был  создан центр по проблеме жестокого отношения к детям. И в настоящее время в большинстве штатов Америки законодательство предусматривает уголовное наказание не только за жестокое обращение  с детьми, но и за сообщение о подозреваемых случаях такого обращения с детьми. В целях защиты ребенка  установлена круглосуточная бесплатная телефонная линия.

В нашей стране также принимаются все меры по защите прав и интересов ребенка. Этими вопросами  занимаются управления по вопросам семьи и детства, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, представители по правам ребенка  в стране, в мире и в каждом регионе.  В каждом учебном заведении работают психологи и социальные педагоги, которые помогают детям и защищают детей в случае необходимости. Есть телефоны доверия,  по которым дети могут бесплатно позвонить и поделиться своими  проблемами.

Ребенок в наши дни формируется не только под влиянием родителей, но и общества в целом. Сегодня кино, телевидение, компьютеры нередко целиком заменяют родителей, и результаты такого «воспитания» не всегда можно легко  предусмотреть и  исправить. За школьные годы  молодые люди проводят у телевизора 15 тысяч часов, т.е. больше, чем за уроками за все годы учебы. За это время произошло немногим менее 9 тысяч случаев насильственной смерти. Выяснилось, что число таких передач, просмотренных ребенком по ТВ к 9-ти годам, связана с подростковой преступностью, включающей насилие.  Многочисленные передачи, рассказывающие о катастрофах, авариях, стихийных бедствиях, террористических актах, в результате которых гибнут люди, наносят огромный вред неокрепшей детской психике. В этой ситуации только воспитание на любви и доверии в семье способно снизить уровень тревожности ребенка перед окружающим миром.

В современной отечественной литературе до последних лет выделяли 4 основные формы жестокого обращения с детьми: физическое насилие, сексуальное насилие  или развращение, психическое (эмоциональное) насилие и пренебрежение нуждами ребенка, обозначаемое также как моральное насилие.

Физическое насилие - преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями  или лицами их заменяющими, либо ответственными за их воспитание. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные нарушения физического или психического здоровья или отставание в возрастном развитии. Среди причин применения физического насилия на первом месте стоят алкоголизм родителей и желание снять раздражение. Нередко дети рассматриваются как серьезная помеха в решении социально-бытовых, личных проблем, отсюда - избиение детей, их устранение (« не надо кормить, одевать», «можно удачнее выйти замуж» и т. д.)

   Сексуальное насилие или развращение - осознаваемое или неосознаваемое в силу возрастной незрелости или других причин вовлечение ребенка, с его согласия или без, в сексуальные отношения с взрослыми с целью получения последними выгоды, удовлетворения или достижения корыстных целей. Под сексуальным насилием подразумеваются случаи сексуального  действия, если они совершались с применением угрозы или физической силы, а так же если разница  в возрасте насильника и жертвы составляет не менее 3-4 лет.

Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает в полной мере способностью предвидеть  все негативные для себя последствия сексуальных действий. По статистике МВД, в России регистрируется 7-8 тысяч случаев сексуального насилия над детьми в год, однако реальные цифры раз в десять больше.

Психическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное  психическое воздействие родителей, опекунов или других взрослых, ответственных за воспитание ребенка, приводящее к возникновению у него патологических  черт характера или тормозящее развитие его личности. К этой форме насилия относятся:

-открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

-угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия;

-оскорбления и унижение достоинства ребенка;

-преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;

-предъявление к ребенку требований, не соответствующих возрасту и возможностям;

-ложь и невыполнение обещаний взрослыми;

-однократное  грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму и др..

То есть происходит насилие над потребностями, намерениями, чувствами, установками  ребенка, унижение или принуждение его к действиям, противоречащим его устремлениям. Этот вид жестокого отношения к детям наиболее распространен и наименее решаем практической психологией.

Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость)- отсутствие со стороны родителей, опекунов или других взрослых, ответственных за воспитание ребенка, элементарной заботы о нем, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. Формы моральной жестокости могут быть разными:- недостаточное возрасту и потребностям ребенка наличие  питания, одежды, жилья, образования, медицинской  помощи, включая отказ от лечения;

-0тсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая;

-вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, а также в совершении преступления.

Существенное влияние на воспитание ребенка  может оказать количество и расположение комнат в доме,  а также наличие у ребенка личной и «контролируемой»  только им территории. Оказывается, что если человек в течение длительного времени находится в условиях  полного  отсутствия

личной территории и лишен возможности персонально отвечать за нее, то он становится беспомощным и во всех других ситуациях, демонстрируя неуверенность, страх и безынициативность при необходимости принимать самостоятельные решения и отвечать за них.

Недостаток заботы со стороны родителей может быть и не предумышленным: он может быть следствием болезни, бедности, неопытности или невежества родителей, следствием стихийных бедствий и социальных потрясений.

Последнее время выделяется еще одна, наиболее бесчеловечная форма жестокости - торговля детьми.

Постоянные  издевательства  - моральные и физические - становятся причиной ухода детей из дома. Статистика последних лет отмечает неуклонный рост самоубийств  среди школьников. Анализ причин  суицидов, судебно-психиатрическая  экспертиза позволяют сделать вывод, что доведение до самоубийства можно рассматривать как одну из форм психического и морального насилия.

Среди мотивов  жестокого отношения к детям преобладает «стремление воспитать» (отмечают 50% родителей). Это объясняется многовековыми традициями  патриархального воспитания, проповедавшего как лучшее средство ремень  да порку (вспомним русские пословицы и поговорки «За одного  битого двух небитых дают», «Ребенка надо сечь пока он поперек лавки лежит», «Больше тумаков - меньше  дураков»  и т.д.) Долгое время порка  да ремень считались лучшим средством воспитания не только в семье, но  и в школе. До сих пор многие современные родители также считают такой метод воспитательного воздействия наиболее эффективным.

Около 30% родителей одним из мотивов жестокого отношения к ребенку называют « месть за то, что ребенок приносит огорчения, чего-то просит, требует. В наше время для молодежи много соблазнов - широк выбор развлечений, игрушек, одежды ит.д. Для малообеспеченных родителей это становится источником постоянного психологического дискомфорта и даже комплекса вины. Неудивительно, что на этой почве происходят многочисленные конфликты между детьми и родителями, часто  даже не могущими объяснить причин вопиющего имущественного неравенства…  А потому вина  чаще всего перекладывается на ребенка, который «не заслужил», « не заработал», «не достоин»…

Наказание все еще остается самой распространенной формой воздействия, основанной на страхе перед болью, возможностью оказаться в неловком положении перед родными, друзьями, боязнью быть отвергнутым и т.д. Основной причиной недовольства родителей своими детьми является неудовлетворенность результатами учебной деятельности (это отмечают 59% опрошенных родителей). Хвалят своих детей за выполнение домашнего задания 38,5% родителей, а ругают и даже могут избить -30,8%.

«Наказывать – по-русски - поучать. Поучать можно только примером. Воздаяние же злом на зло не поучает, а развращает»,- писал Л. Толстой.

Причина устойчивости наказания в  возможности быстро достичь определенной цели. Родители просто не задумываются, что, добившись такими целями послушания ребенка, они включают его инстинкт  самосохранения и животные эмоции страха, но когда он адаптируется в ситуации, осмотрится и реально оценит, то, сочтя ее безопасной, может тут же позволить себе запретные (запрещаемые) родителями ) действия. Исследования доказали, то в результате постоянных наказаний у ребенка формируются неблагоприятные черты характера и личностные особенности.

Такие дети больше подвержены влиянию чужого примера, у них чаще формируется поведение «вечного протеста». Агрессивное поведение взрослых, отрицательные ценности и черты характера становятся для ребенка предметом подражания. В результате могут возникнуть нарушенные  формы поведения - агрессивность, курение,  алкоголизм, наркомания и т.д.

Имеются исследования, свидетельствующие о тех семьях, где практикуется жестокое отношение к детям, физические наказания, унижения и издевательства, вырастают жестокие дети. Некоторые отцы ошибочно считают, что унижая самолюбие сына, можно  сформировать у него настоящие мужские качества - умение постоять за себя, доказать свою состоятельность и т. д. Дошкольники и младшие школьники в силу своих возрастных особенностей не могут оказать сопротивление, защититься от негативных родительских воздействий. Однако подросшие и возмужавшие сыновья (а то и дочери) нередко дают родителям «достойный отпор». Многочисленные факты свидетельствуют о том, что насилие по отношению к детям оборачиваются со временем насилием и жестоким отношением к родителям, особенно престарелым.

Интересно отметить расхождения в ответах детей  и их родителей о наиболее типичных способах воспитательного воздействия. Оно наглядно показывает, что родители отдают себе отчет, какие методы были бы действенными и разумными, но на практике применяют более простые и привычные - физические наказания и ругань. При этом причины,  которые указывают дети, вызвавшие то или иное проявление жестокости (кроме неудовлетворения от качества выполненного задания), это «что-то не выполню», «сделаю что-то не так, разобью», - 43,3%, «не ем» - 14,3%, «хулиганю» - 26,8%, «вовремя не ложусь спать» - 42%.

Матери чаще травмируют детей, чем отцы. Это происходит потому, что женщины чаще, чем мужчины оказываются в ситуации одиночки воспитателя, что способствует увеличению риска насилия. Во-вторых, занятость  женщины  хозяйством и заботами о доме, а также обязанности по воспитанию детей увеличивают вероятность ее стресса.

  Подростки отметили 21 форму проявления родителями «воспитательного воздействия на детей». Лишь три из них: «ведут воспитательные беседы», «приводят положительные примеры», «разговаривают, как со взрослыми» -можно отнести к положительным формам общения.  К сожалению, уровень культуры межличностного общения в нашем обществе традиционно низок. Ребенок, как правило, выступает не субъектом взаимодействия,  а объектом воздействия. Взрослые не умеют и не хотят строить отношения на основе равноправного диалога и не могут добиться позитивных  воспитательных  целей иными средствами, кроме требования безусловного послушания.  Не только отсутствие  внимания  и заботы  со стороны близких, но и гиперопека, стремление оградить ребенка от возможных негативных воздействий могут нанести ущерб ребенку. Нередко родители из лучших побуждений жестко контролируют  и круг общения ребенка, и его свободное время, решают за него все возникающие проблемы  как в школе, так и вне ее, отказывают ребенку в праве  на собственное мнение, навязывая свой образ мыслей и такую схему действий, которая кажется им позитивной.  Тотальный контроль вызывает естественный протест ребенка, особенно подростка, ведет к конфликтам, вплоть до ухода из дома и попыток самоубийства.

Там, где отношения строятся на основе сохранения видимой благожелательности, но ребенок беспомощен, жизнь его наполнена постоянным чувством тревоги, хотя он не всегда может объяснить  источник ее происхождения и не в силах ослабить ее. Причиной этого могут быть безразличие со стороны родителей, отсутствие уважения к индивидуальным потребностям, отсутствие настоящего руководства, пренебрежительное отношение, излишнее восхищение, недостаток искренней теплоты, слишком много или слишком мало ответственности, чрезмерное покровительство, изоляция от других детей, несправедливость, дискриминация, несдержанные обещания,  враждебная атмосфера и др. Невключенность  в круг интересов ребенка, устранение от формирования его личности, разделяет  взрослых и детей. С взрослением ребенка эта отдаленность увеличивается, теряется и эмоциональная связь с ним.

Именно  в отсутствии  желания  познать, понять друг друга, и лежит причина тех проблем, которые  осложняют и искажают отношения детей и родителей.

28 января 2014 в 12:18